Барабанные тормоза
Обычно такой тормоз встраивается в заднюю втулку . Тормозные колодки выполнены в виде барабана, который прижимается к внутренней поверхности втулки. Тормозной механизм приводится в действие обратным вращением педалей . Такие тормоза применяются в отечественных дорожных велосипедах (втулки типа «Торпедо» и «ГАЗ»).
Главные преимущества тормозов этого типа — высокая износостойкость и простота в обслуживании: они практически не требуют регулировки. Кроме того, работа этих тормозов не зависит от погодных условий
Недостатки связаны с ножным приводом — если шатуны находятся в вертикальном положении, то эффективность торможения резко уменьшается. Часто это не дает возможности применить экстренное торможение. А если в движении цепь соскакивает со звездочек, то велосипед вообще остается без тормозов . При использовании барабанных тормозов в горной и сильнопересеченной местности надо учитывать, что на затяжных спусках детали тормоза сильно нагреваются и смазка в нем быстро выгорает. Работа тормозного механизма при этом нарушается, происходит интенсивный износ внутренней поверхности втулки , а колесо может начать «закусывать». Поэтому задний барабанный тормоз часто дублируется ободным, установленным на переднем колесе.
Ободные тормоза
Здесь тормозные колодки прижимаются непосредственно к ободу колеса. В настоящее время это самый распространенный тип велосипедных тормозов.
клещевые с боковой тягой |
векторные (V-brake) |
кантеливерные |
Преимущества ободных тормозов — простота в установке и обслуживании, невысокая цена, достаточно высокая эффективность торможения. Ручной привод обеспечивает высокую оперативность.
Недостатки. Серьезным недостатком ободных тормозов является то, что тормозные колодки обладают абразивными свойствами: они изнашивают обод и изнашиваются сами, поэтому тормоза приходится часто регулировать. Если интенсивно кататься в условиях горной или пересеченной местности, то можно достаточно быстро протереть алюминиевый обод буквально до дыр. Езда по грязным дорогам тоже приводит к повышенному износу боковых поверхностей обода.
Другой недостаток ободных тормозов — зависимость от погодных условий. В сырую погоду тормоза скрипят, а эффективность торможения несколько ухудшается, и это необходимо учитывать при езде. В зимнее время ободные тормоза работают значительно хуже, чем летом. Снег на ободе резко уменьшает эффективность торможения, а с обледеневшими ободьями тормоза работают очень плохо — торможение начинается не сразу, колесо должно сделать как минимум один оборот с прижатыми к ободу колодками. Имеется несколько разновидностей ободных тормозов . На отечественных велосипедах применялись тормоза клещевого типа с боковой тягой. Такие тормоза устанавливаются на передние колеса дорожных велосипедов (в дополнение к барабанному заднему тормозу). Шоссейные велосипеды тоже часто оборудуются тормозами этого типа.
Кантилеверные тормоза с центральной тягой, распространенные в середине 90-х годов, сейчас почти повсеместно вышли из употребления — их эффективность была недостаточной, что объясняется кинематикой привода.
Современные горные и туристические велосипеды часто оборудуются векторными тормозами . Они обеспечивают достаточно высокую эффективность торможения, но при этом весьма требовательны к качеству обода. Ход тормозных колодок у тормозов такого типа оказывается очень небольшим (порядка 2-3 мм) и даже небольшая «восьмерка» приводит к задеванию колодками за обод.
Механические и гидравлические дисковые тормоза
Этот тип тормозов изначально применялся в мотоциклах и автомобилях, но в последнее время начинает активно использоваться и в велосипедах.
В тормозах этого типа тормозные колодки прижимаются к диску, который установлен на втулке колеса. Тормозной механизм приводится в действие с помощью тормозных рукояток, установленных на руле. Рукоятки могут быть соединены с тормозным механизмом (т. н. калипером) как стальными тросиками (механические дисковые тормоза), так и гидролинией (гидравлические дисковые тормоза).
Преимущества дисковых тормозов — практически полная независимость от погодных условий. Эффективность торможения зависит только от состояния тормозных колодок и диска. Важным преимуществом является также независимость от состояния обода — «восьмерки», загрязнение и замасливание обода никак не влияет на работу тормозов. Срок службы ободов возрастает многократно, потому что их не изнашивают тормозные колодки. Отпадает необходимость частой регулировки тормозов — их надо настроить один раз, а потом только менять тормозные колодки по мере их износа.
Недостатки — более высокая цена, по сравнению с ободными тормозами. Впрочем, есть тенденция к ее снижению. Более сложная, чем у ободных тормозов, процедура установки и настройки. Правда, настройку можно производить значительно реже. Дисковые тормоза требуют высокой жесткости рамы, передней вилки и колес, то есть спиц и обода...
Существуют и другие типы тормозов — ободная гидравлика, иногда применяется одновременно трос и гидравлика (механико-гидравлические тормоза).
Механические дисковые тормоза
В тормозах этого типа тормозная рукоятка соединена с калипером с помощью стального троса. Такое решение имеет ряд преимуществ — простота конструкции, относительная дешевизна, высокая надежность и ремонтопригодность. Это особенно важно, если велосипед планируется использовать в дальних велосипедных походах по ненаселенной местности.
К недостаткам механических тормозов относят то, что трос при торможении растягивается, из-за чего эффективность торможения получается несколько ниже, чем у гидравлических тормозов.
При выборе механического тормоза надо учесть, что во многих дешевых моделях с тормозной рукояткой соединена только одна тормозная колодка. Вторая колодка является неподвижной, хотя ее положение можно отрегулировать. При этом в процессе торможения тормозной диск деформируется и эффективность торможения уменьшается.
В более дорогих моделях механических тормозов подвижными делаются обе колодки.
Дисковые механические тормоза — это дешевая альтернатива гидравлическим тормозам, но оптимальная для дальних походов .
Гидравлические дисковые тормоза
В тормозах этого типа тормозная рукоятка соединена с калипером с помощью гидролинии.
Преимущества. Поскольку жидкость практически несжимаема, эффективность таких тормозов получается очень высокой. Гидравлический привод обеспечивает очень хорошее качество управления тормозами (так называемую модуляцию, т. е. связь между усилием на рукоятке и тормозным усилием).
Если тормоза оборудованы расширительным бачком, то перепады температуры воздуха никак не скажутся на работе тормозов. Но у них есть особенность — велосипед с такими тормозами не рекомендуется надолго (дольше, чем на несколько часов) переворачивать вверх колесами, потому что пузырьки воздуха из расширительного бачка могут попасть в гидролинию и эффективность работы тормозов резко упадет.
Некоторые модели гидравлических тормозов не имеют расширительного бачка, поэтому при сильных перепадах температур (например, на морозе) им потребуется регулировка.